Александр Холодный: «Будущее российского зерна зависит от адаптации логистики и господдержки»

Российский зерновой экспорт переживает непростые времена. Колебания валют, рост тарифов, санкционные ограничения и неурожаи в отдельных регионах усилили давление на производителей и экспортеров. О том, какие логистические и экономические проблемы мешают развитию экспорта и как малому и среднему бизнесу (МСП) встроиться в цепочки внешнеэкономической деятельности, рассказал Александр Холодный, руководитель Unimerch International, член Правления Общероссийской общественной организации «Новая формация».

Холодный Александр Сергеевич, Руководитель Unimerch International, член Правления «Новая формация» , Лектор курса ВШЭ «Глобальный восток», Спикер международных конференций, Член клуба предпринимателей «Эволют»

— Какие логистические проблемы мешают российскому зерну достичь зарубежных рынков?

 Главные сложности кроются в совокупности экономических, инфраструктурных и внешнеполитических факторов. Укрепление рубля снижает рентабельность поставок, так как валютная выручка не покрывает выросшие издержки. Сказывается и рост цен на топливо, тарифы, услуги терминалов.

 Малый и средний агробизнес закладывает эти расходы в цену продукции, но трейдеры стремятся купить дешевле — возникает замкнутый круг. К тому же санкционные ограничения заставляют экспортировать через посредников, что увеличивает стоимость для конечного потребителя.

 В этом году ситуацию осложнил неурожай на юге России, хотя Сибирь и Центральный округ показали хорошие результаты — однако и логистика оттуда обходится дороже.

— Как снижение экспортных объемов влияет на бизнес-логистику?

 Когда экспорт замедляется, страдает вся цепочка поставок. Транспортные компании и склады недозагружены, издержки ложатся на предпринимателей.

 Фермеры вынуждены хранить зерно, ожидая выгодного курса, а оборот капитала падает. Логистические компании работают с отсрочками платежей, дорожают услуги, простаивает техника и персонал. Это негативно отражается на всей региональной экономике.

— Какие меры помогут улучшить транспортно-логистическую инфраструктуру?

 Необходима государственная поддержка — субсидии на перевозки, льготное кредитование транспортных компаний и экспортеров, страхование рисков.

Важно развивать государственно-частное партнёрство (ГЧП) для модернизации портов и железнодорожных узлов, особенно в южных и восточных направлениях.

Отдельное внимание стоит уделить цифровизации логистики — автоматизации документооборота, прозрачности тарифов и отслеживанию поставок.

 Перспективным направлением станет создание экспортных хабов, где малые и средние компании смогут совместно пользоваться инфраструктурой крупных предприятий и выходить на внешние рынки без чрезмерных затрат.

— Каким образом МСП могут участвовать в экспортных цепочках с минимальными рисками?

 Для участия МСП в ВЭД ключевым становится объединение — создание экспортных кластеров и кооперативов, позволяющих консолидировать объемы, договариваться о тарифах и снижать издержки.

 Также предпринимателям стоит активно использовать возможности Российского экспортного центрарегиональных центров «Мой бизнес»МЭЦ и других структур, которые помогают с сертификацией, страхованием и поиском зарубежных партнеров.
При комплексном подходе участие МСП в экспортных цепочках становится реальным: объединение усилий, поддержка государства и страховые механизмы позволяют снизить риски и повысить устойчивость агробизнеса.

Итог

Снижение экспорта российского зерна — результат совокупности экономических, инфраструктурных и политических факторов. По мнению Александра Холодного, будущее отрасли зависит от господдержки, цифровизации логистики и интеграции малого бизнеса в экспортные цепочки. Также помочь решить проблему могут государственные субсидии на транспортировку продукции — по аналогии с экспериментом, уже реализованным на Дальнем Востоке. В его рамках государство компенсировало часть затрат на доставку минтая с предприятий региона на запад страны, что позволило снизить логистические расходы и обеспечить стабильные поставки продукции на внутренний рынок. Только при этих условиях можно сохранить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Новая формация» — профессиональное объединение предпринимателей, направленное на развитие МСП в России, поддержку региональных инициатив и формирование единого экспертного пространства.
Организация реализует социально-экономические и технологические проекты, объединяет более 50 отраслевых направлений и активно участвует в выстраивании диалога бизнеса и государства.